пятница, 3 апреля 2020 г.

Дистанционное обучение (7-9 классы)

Занятие 1. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Stand-up и синхрон в репортаже.
1. Прочитайте материал по данной теме.
Синхрон — видеоматериал, в котором используется кусок прямого
интервью с участниками сюжета. Название осталось с тех времен, когда новости снимали на кинопленку. Для интервью приходилось синхронизировать снятое кинокамерой и запись звука на отдельной пленке. Это называлось «съемкой на две пленки» или просто «синхроном». Техника ушла далеко вперед, а термин остался (во всяком случае, в России). 
Стенд-ап (stand-up) — видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие. Этот термин, позаимствованный у англоязычных телевизионщиков, происходит от английского stand up — вставать. И действительно, 95% стендапов репортер делает стоя (за теми редкими исключениями, когда он лежит — под обстрелом — или сидит — в театральном зале). С появлением прямых новостей возник такой вариант стендапа, как флай — прямое включение репортера с места события. Закадровый текст — текст к видеорепортажу, который произносит за кадром сам репортер, все, что он пишет и вещает в эфире. Термин пришел из кино. Когда в сценариях ставят пометку «3/К», это значит, что данную картинку должен сопровождать тот или иной звук, например музыка. Видеорепортаж перенял «3акадровый текст» в качестве важнейшей своей части. Видеоряд — вся совокупность монтажных планов, которые показывают в видеорепортаже. Все, что сняла на выезде камера телевизионного журналистского комплекса (группы), а потом было смонтировано, считается видеорядом. За исключением стендапа. Видеоряд — оригинальный термин новостей. Кино — один сплошной, неразделимый видеоряд. Но в репортаже видеоряд лишь основа для закадрового текста и слов репортера. Как ни странно, видеоряд только одна из составляющих репортажа, но не сам репортаж. Интершум, или лайв, — это небольшой кусок видеоряда, который выдается в эфир с естественным звуком, записанным камеройПонятие «интершум» почерпнуто из той же терминологии кино. Когда требовалось записать звук, например тот, что производит движущийся поезд или ветер, это и был интершум. Живой звук в кадре. Но теперь его чаще называют лайв (от английского live — живьем).
Законы синхрона
Первый закон синхрона гласит: всегда добивайтесь того ответа, который нужен вам. Если вы думаете, что герои синхрона осведомлены о ваших творческих планах или собираются преподнести приятную неожиданность, вы никогда не добьетесь результата.  Чтобы получить хороший синхрон, надо знать, что именно нужно вам для сюжета. Отсюда вытекает второй закон.
Второй закон синхрона утверждает: правильный вопрос тот, ответ на который вы знаете заранее. 
Третий закон: не спрашивайте о том, что можно сказать за кадром. У репортера всегда под рукой спасительная ссылка «по словам...». Готовя закадровый текст, вместо точек можно подставить фамилию отвечающего на ваши вопросы или неких абстрактных «экспертов», «наблюдателей» или «специалистов». И все прекрасно получится! У зрителя возникнет впечатление, что вы долго слушали героя сюжета или свидетеля, а потом кратко изложили их слова. 
Четвертый закон синхрона уточняет: не спрашивайте о том, что можете рассказать в кадре. Во всех сюжетах есть стендап репортера. Вы заранее представляете, что скажете в нем. Зачем спрашивать об этом героя? Не делайте двойной работы, дублируя ответами героя или свидетеля ваш стендап. 
Правило «5W+H» 
А еще репортеры всего мира используют правило «5W+H». Это значит, что любому человеку можно задать шесть самых простых вопросов: 
1) Кто?
2) Что?
3) Где? 
4) Когда?
5) Почему? 
6) Как?. 
Для ваших синхронов они вполне употребимы. Вы получите исчерпывающую информацию.
2. Практическая часть занятия
  • Попробуйте дома запись видео-интервью с членом семьи. 
  • Тематика интервью: 75 лет Великой Победы; Дистанционное обучение; 1 мая - мир, труд, май и т.п.
************************************************************************************

Занятие 2. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Имидж ведущего. Внешний облик
1. Прочитайте материал по данной теме.
Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации. Имидж создается  с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к чему-либо. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре. Зрителю интересна личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения.
Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? 
Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества: Здоровый вид. 
Гармония черт лица. 
Красивые волосы. 
Стройная и пропорциональная фигура. 
Приятно звучащий голос. 
Выразительность жестов. 
Живой ум. 
Доверительность.
В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук.

Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.
2. Практическая часть занятия
  • Ответьте на вопрос: Какими качествами должен обладать ведущий школьных новостей?
  • Опишите (или нарисуйте) внешний облик ведущего школьных новостей
***********************************************************************************
Занятие 3. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Речь и дыхание. Артикуляция, дикция.
1. Прочитайте материал по данной теме.
Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.
Составными частями техники речи являются:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно. 
Голос - это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.
Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из:
- головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам отвечающим за артикуляцию речи т.е ее произношение;
- дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;
- органов произношения речи, которые в основном называются органами речи.
Главным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной необходимо чтобы человек воспринимал речь окружающих людей при помощи слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить.
В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после — один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.
Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.
Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.
2. Практическая часть занятия
Упражнения для развития дикции
1. Произнесение взрывных согласных.
Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! Повторяем 3 раза.
2. Произнесение конечных согласных.
Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! Повторяем 3 раза
3. Произнесение гласных.
Приступаем к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний.
Прорабатываем такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Повторяем 3 раза.
Дополнительно для развития дикции используем прием проговаривания звуковых рядов. Произнесите:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ
 Повторите 3 раза.
********************************************************************************
Занятие 4. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки.

1. Прочитайте материал по данной теме.
Главным критерием при сборе материала в единую программу (верстке) является видением командой выпуска информационной картины дня.
Группа выпуска должна четко осознать:
  •  соотносится ли время события со временем выхода программы и возможна ли подготовка сюжета чисто физически;
  • наличие  видеоархивных материалов, а в базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала;
  • возможно ли получение того или иного материала из других аналогичных источников.
В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора
определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит; 
при принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции. 
В практике все эти вопросы корректируются еще и концепцией новостной программы. 
Выпуск программы традиционно состоит из нескольких тематически собранных разделов. Первым обычно выдается в эфир блок видеосюжетов и устной информации, относящихся к главным новостям дня, в первую очередь – имеющих сенсационный характер. Затем в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, другая внутриполитическая информация, экономические новости, международные события и новости из других стран, новости культуры, социальной сферы и т.д.
Монтаж – главное выразительное техническое средство телевидения. Понятие монтажа в простейшем виде означает соединение путем видеозаписи в определенной последовательности и по определенной системе фрагментов в единое целое. Это понятие применяется и на радио, однако, в работе телевидения понятие монтажа значительно усложняется по сравнению с радийным. При монтаже для создания цельного законченного сюжета соединяются текст, видеоряд (в редких случаях – музыка, это не относится к репортажным жанрам). Учитывая разнообразие возможных используемых форм видеоматериала (синхрон, stand-up, закадровый текст, рэпэраунд) структура сюжета может оказаться как очень простой, так и достаточно сложной. Как правило, это зависит от разных факторов.
Фактор первый. Цель и содержание репортажа.
Фактор второй. Реальные возможности, наличие того или иного материала.
Фактор третий. Качество имеющегося материала.
Очень хороши бывают т.н. «многослойные» или естественно-комбинированные планы, когда в длинном плане одно действие сменяет другое, ему на смену приходит третье и так далее, оттого, что это будет один статичный кадр, зритель только выиграет. Есть закон: момент смены кадра (склейка) сама по себе на доли секунды уже является отвлечением. Отрицательную роль в этих случаях играют шторки, микширования, «вспышки», которые иногда используют в склейках. Если о длинных кадрах споров немного, то о предельной краткости репортажного кадра дискуссий больше. Решение здесь, наверное, может выглядеть примерно так: не нужно стремиться к огромному разнообразию кадров в сюжете за счет сокращения их длительности и, соответственно, увеличения количества кадров. Используйте короткие кадры при двух условиях: когда без данного кадра (по смыслу) не обойтись и другого, более длинного, нет – это, во-первых. И второе условие – чрезмерно короткий кадр не должен диссонировать с общей ритмикой режиссуры сюжета, его монтажа. Парадоксом (не в лучшем смысле) будут выглядеть один-два кадра длительностью по 2–3 секунды в обрамлении 10–15-ти секундных планов, или при общей равномерной ритмике, когда все остальные кадры длятся, предположим, по 5–6 секунд.
************************************************************************************************************************************
5-6 занятие.

Здравствуйте, ребята!
Тема занятия: Работа над итоговым проектом: "75 лет Великой Победы" или "Последний звонок"
1. Создаем итоговый проект по одной из 2 тем в виде видеоролика по плану:
  • снимаем видеоматериалы для будущего видеоролика
  • выбираем нужные моменты для монтажа будущего видеоролика
  • подбираем футаж для будущей видео-сказки
  • подбираем музыку для будущего монтирования видео-сказки
  • соединяем футаж и отснятые видеофрагменты, накладываем музыку
  • смонтированный видеоролик присылаем в личных сообщениях вк 
****************************************************************************************************************************************
7 занятие.
Здравствуйте, ребята!
Тема занятия: Обсуждение итогового проекта: видео-ролик "Георгиевская ленточка" и видео-поздравление выпускников 2020
1. Просмотреть 

2. Ответить на вопросы:
  • Было ли трудно отбирать нужный видеоматериал, подбирать футаж и музыку?
  • Над каким этапом было легче работать, над каким сложней?
  • Понравился ли итоговый проект?
Ответы на вопросы прислать в личных сообщениях вк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий